Волгоградский научно-медицинский журнал

Волгоградский научно-медицинский журнал

Ежеквартальный научно-практический журнал


УДК: 614.253:34С

ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВРАЧА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Владимир Вячеславович Шкарин, Ольга Николаевна Барканова, Дмитрий Валерьевич Михальченко, Алена Димитриевна Доника

Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия

Резюме

Цель работы – комплексное социологическое исследование социально-психологических факто- ров формирования дефицита медицинских кадров по востребованным врачебным специальностям в условиях образовательной среды регионального медицинского вуза. Проблема кадрового обеспечения регионального здравоохранения инициирует исследовательский интерес в проблемном поле общественного здоровья, организации и социологии здравоохранения. В статье представлены результаты социологического исследования выбора профессиональной траектории врача в условиях образовательной среды Во лгоградского медицинского университета. Материалы и методы. Применялись качественные и количественные социологические методы: проведено 4 фокус-группы, 8 глубинных интервью и социологический онлайн-опрос методом сплошной выборки по модельным группам студентов и ординаторов. Обработано 2 744 анкеты. Результаты. Выбор студентами врачебной специальности обусловлен рядом социально-психологических факторов, среди ко- торых отмечается приоритет личной заинтересованности (отметили 78,6 % студентов), а не высокой опл а- ты труда (отметили 40,2 % студентов). При этом 58,2 % студентов младших курсов и 17,7 % старших курсов не демонстрируют ясных планов на профессиональную карьеру, испытывают фрустрацию выбора и нуждаются в психолого-социальном сопровождении. Научный вклад. Был определен рейтинг мер поддержки и стимулирования для работы в сельской местности и выбора образовательных программ по дефицитным специальностям. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о возможности профессионально- ориентационной работы в образовательной среде – психолого-педагогическом сопровождении с управлением выбора профессиональной траектории. Область применения. Материалы исследования позволят разработать научно обоснованные подходы формирования мотивации студентов к выбору дефицитных врачебных специальностей.

Ключевые слова

региональное здравоохранение, медицинский вуз, профессиональная траектория, дефицитные специальности

Просмотр полного текста статьи